Здесь можно задать вопрос
Напишите нам!
Telegram
WhatsApp
Viber
Messenger
Mail
Phone
JobHacking.ru

«Первое свидание» с рекрутером, или что мы, рекрутеры, видим на самом деле «c той стороны»

  • Автор: Ольга Шлипакова
    HR-менеджер, опыт работы свыше 15 лет, сфера - производство, телекоммуникации, рекрутинговые компании.
Первое свидание с рекрутером
За годы работы я несколько раз побывала по обе стороны «баррикад» – и со стороны соискателя, и со стороны рекрутера. Это помогало в работе, потому что давало понять логику действий и поступков каждого из участников. Если прошлая моя статья для Jobhacking была со стороны человека, ищущего работу, то се–йчас хотелось бы показать и ту «изнанку», о которой многие из нас не знают или которую представляют немного искаженно. Я говорю о видении ситуации трудоустройства со стороны рекрутера.

Попробуйте представить, что первое собеседование – это первое свидание.
Вы уже прошли момент «первого интернет-знакомства», заметили друг друга на просторах HH.ru или LinkedIn'a, и вас обоюдно заинтересовали те черты и качества, что есть у каждого. Вас – обязанности, позиция и зарплата, его или ее – ваши опыт и знания. Вы даже уже могли пообщаться по телефону, чтобы составить первое впечатление. И вот, свершилось: вас приглашают на личную встречу.
Первое собеседование и для рекрутера, и для соискателя – это «кот в мешке», всегда. И если для вас отказ после него – это неприятный и в чем-то обидный момент, то для рекрутера неправильный выбор кандидата – это всегда материальные затраты компании, где он работает, угроза его имиджу как профессионала, а иногда и его личные финансовые потери (если это работа на фрилансе). В разных исследованиях потери компании от неправильного подбора – когда человек увольняется или его увольняют в первые несколько месяцев работы – составляют от одного до пяти окладов. В эту сумму входят в том числе затраты на подбор, адаптацию, обучение нового человека, стоимость ошибок нового сотрудника, упущенная выгода от того, что в период адаптации он работает «не на полную мощность».
Именно поэтому подборщик так похож на разборчивую невесту и так дотошно выпытывает у соискателя трудовую биографию и личные достижения.
Будьте пунктуальны
Итак, что важно человеку на первом свидании? Конечно же, заинтересовать своего оппонента, показать ему лучшее, что в нем есть. Есть ряд элементарных правил, соблюдение которых поможет в этом.

Правило 1.
«Уж сколько раз твердили миру».

Сердце рекрутера кричит: «Будьте пунктуальны, пожалуйста»! Ведь это так просто, но так важно. Заранее уточните у рекрутера или на сайте компании место расположения офиса, рассчитайте время, необходимое для дороги, и заложите запас минут двадцать-тридцать. Но не стоит приходить на час раньше. Будете просто так «стоять под часами с букетом цветов».
У меня всегда был достаточно плотно расписан план собеседований и встреч с руководителями, для которых я ищу сотрудников. Уверена, у других рекрутеров дела обстоят сходным образом. Любые опоздания сильно сбивают график и вызывают неприятные чувства, а заодно негативно характеризуют соискателя как возможного будущего работника.
Если у вас форс-мажор и вы опаздываете, просто позвоните и предупредите рекрутера об этом заранее, хотя бы за полчаса. Тогда он успеет сделать какие-то подвижки в расписании, или провести другую встречу пораньше, чтобы никого не задерживать.
Error get alias
По одежке встречают
Правило 2.
«По одежке встречают…»

Соответствуйте внешне той позиции, на которую претендуете.
Ведь когда мы идем на первое свидание, нам важно, чтобы на нас обратили внимание (клип на песню «про лабутены» прекрасно это иллюстрирует).
На собеседовании всё точно так же. Я спокойно отреагирую на джинсы и потертый свитер на сисадмине или мастере, который устраивается на производство. Но не пойму, если так придет на встречу финансовый менеджер или маркетолог. Равно, как леопардовые лосины и глубокое декольте будут лояльно восприняты для агента прямых продаж (нет у человека комплексов – и счастье!), но удивлюсь такому стилю у главного бухгалтера. Поверьте, все примеры взяты не «с потолка», а из личной практики, и таких примеров очень и очень много.

Почему эти элементарные правила прописала первыми? Почему их как мантру повторит вам любой рекрутер или карьерный консультант?
Всё просто. Мы, рекрутеры, – тоже люди, и мы субъективны. Мы всегда в первый же момент визуально оцениваем человека по системе «свой-чужой». Это заложено «на подкорке» каждого из нас и срабатывает моментально в первые несколько секунд после появления в нашем кабинете соискателя.
И только потом включается мой профессионализм и разумная оценка всех качеств кандидата совокупно. Конечно, если человек как профессионал интересен и важен для компании, на многие вещи «закрываешь глаза». Но чаще всего эта субъективная система «опознания», если образ соискателя не соответствует культуре компании или портрету «идеального кандидата», срабатывает не в пользу последнего.
Тс-с-с-с!!! Расскажем по секрету)
Здесь можно подписаться и получать наши лучшие статьи об устройстве на работу. Не чаще раза в неделю. Без спама.
Собеседование с работодателем
Правило 3.
«Кто ты такой?»

Правда же, когда вы идете на первое свидание, вы обязательно просмотрите всю личную страничку человека, пролистаете его плейлист и открытые фото? Вам важно знать, чем человек интересуется, о чем с ним можно поговорить, какой он может быть на самом деле?
Так вот. О компании, куда вас позвали, тоже стоит собрать максимум информации, чтобы понимать, что это «за объект воздыхания», как ваш опыт может пригодиться в её развитии, чем, кроме как зарплатой она может быть интересна. И тогда мой вопрос «а чем наша компания вам интересна?» не поставит вас в тупик. Вы точно знаете, что хотите, и что можете предложить в ответ.
И даже когда мне в ответ открыто говорят «деньгами и месторасположением», то я спокойно приму этот ответ именно потому, что он честный, потому что мотивация человека проста и понятна и с ней можно работать.

Правило 4.
«Смотрю в тебя, как в зеркало»

Мне всегда импонировал диалог с соискателем. Я не судья в первой инстанции и с пониманием отношусь к любому рабочему опыту человека. Но когда задаю вопрос «расскажите немного о себе», то хочу в первую очередь услышать об опыте, связанном с позицией, на которую устраивается человек.
Отлично, что вы были продавцом-консультантом и у вас высокий уровень стрессоустойчивости. Но на позиции бухгалтера-операциониста это качество вряд ли пригодится (по крайней мере, в нашей бухгалтерии это так, хочется надеяться, что и у других тоже). Скорее я обращу внимание на вашу внимательность и знание основных бухгалтерских программ и операций.
При этом, если вы – менеджер по продажам и говорите, что помимо основного функционала знаете порядок оформления таможенных документов на вывоз продукции, я поставлю вам мысленный «плюс» за кругозор и более широкий спектр обязанностей, которые вы можете выполнять.
Ответом на моё «расскажите о себе» не должен быть актерский монолог на полчаса. После первых пятнадцати минут для меня он становится мало информативен и неинтересен. Коротко, точно, всё по непосредственному функционалу, не больше чем на десять минут – для меня это прекрасная презентация соискателя как человека дела и слова.

Правило 5.
«Всегда надменна красота. Да, но жестокость некрасива»

Даже когда вы претендуете на некую руководящую позицию, и ваш опыт и знания этому полностью соответствуют, не проявляйте надменность и высокомерие, это прекрасно считывается рекрутером по вашей невербалике и воспринимается не лучшим образом. «Несмышленая дурочка напротив» может иметь не только хороший опыт проведения интервью, но и более серьезный бэкграунд, например, в виде руководящего опыта. Видимое пренебрежение её работой точно не сыграет в вашу пользу.
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШЕ ПРИГЛАШЕНИЙ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ?
Узнайте, как наши HR-эксперты помогают находить и получать работу
Вопросы на собеседовании при устройстве на работу
Правило 6.
Не стоит считать, что человек, сидящий напротив, априори относится к вам негативно, пытается «подловить» или отыграться на вас за свои неудовлетворенные амбиции.
На самом деле каждому из нас, рекрутеров, важно быстро и оперативно закрыть вакансию, потому что это будет гарантировать спокойную и оперативную работу производства (офиса, магазина и т.д.) и соответственно будет означать уменьшение нашей личной «головной боли».
Поэтому, когда я говорю, что всё важное для себя уже услышала, о самой вакансии и основных условиях рассказала и теперь готова ответить на ваши вопросы, то пожалуйста, спрашивайте!
Вы не отвлекаете меня, я специально заложила время для ответа на ваши вопросы. Своими вопросами вы не поставите в тупик. Наоборот, они важны для меня так же, как и ваши заранее отрепетированные фразы об опыте. Именно через вопросы видна настоящая заинтересованность человека, его степень включенности в рабочий процесс, его профессиональное отношение к работе. И точно так же – по моим ответам, «обтекаемым» или конкретно сказанным, вы сможете составить свое впечатление о вакансии и будущей работе.

Правило 7.
«Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

Любая беседа, которая ведется уважительно и корректно по отношению к рекрутеру, будет играть в вашу пользу и представлять вас в глазах собеседующего как успешного и интересного кандидата.

От души желаю вам успешных и интересных собеседований, которые помогут найти свою работу мечты!
Нашли в статье ценные идеи? Поделитесь с друзьями!

Наши самые популярные услуги - помощь в устройстве на работу

Консультации по Skype, Whatsapp, Zoom с ведущими HR-экспертами - HR-директорами, хэдхантерами, карьерными консультантами.
Все города России
Составление резюме на русском
5500 р. - 1 час
Результат - грамотное резюме, повышающее количество просмотров и приглашений на собеседование до 200%.
На языке рекрутеров. С учетом поисковых механизмов hh.ru

Подробнее
Продвижение на Linkedin
7500 р.
Консультация, которая поможет в разы повысить количество просмотров профиля, войти в топ кандидатов и найти работу через LinkedIn
Подробнее
Комплексная консультация по устройству на работу
9500 р. - 2 часа
Ответы HR-эксперта на актуальные для вас вопросы трудоустройства: правка резюме, собеседования, сопроводительные письма, каналы поиска работы
Подробнее
Перевод резюме на английский
от 650 р. за 1800 знаков
Получите грамотный перевод вашего CV на английский с правильным использованием бизнес-терминологии и терминологии резюме


Подробнее
Другие услуги JobHacking - помощь в устройстве на работу
Made on
Tilda